ФГОС НОО

Нормативно-правовое сопровождение ФГОС НОО

 

Федеральные акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

  2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373»

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования

 Разное

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (срок реализации: 2015-2019гг.)

  2. Аналитический отчет по результатам мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС НОО (2017/2018 учебный год)

  3. Комплексный анализ мониторинга образовательных достижений учащихся 4-х классов в соответствии с ФГОС НОО (2016/2017 учебный год)

  4. Анализ результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе (2016/2017 учебный год)

  5. Всероссийские проверочные работы в 2017 году


 

Уважаемые родители!

 

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

С 1 сентября 2011 года по новым стандартам учатся все первоклассники.

 

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы  деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальныхучебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

Сравнительная таблица стандартов

 

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть прописана локальным документом школы.Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

 

Изменятся ли учебники для начальной школы?

Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа.

 

Что представляет собой учебно-методический комплекс (УМК)?

УМК – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу предметного курса. Иными словами, УМК представляет собой  совокупность составляющих: учебников, методических рекомендаций для учителя, рабочих и проверочных тетрадей, может быть, материалов на цифровых носителях и т. д.

 

Какие образовательные системы приняты государством?

Сейчас наши ученики 1-ой ступени образования занимаются в рамках какой-то одной государственной системы. Всего существует три системы образования, принятые государством:

  1. традиционная начальная система;

  2. развивающая система Л. В. Занкова;

  3. развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

В трех системах начального образования интенсивно развивается вариативность  образовательных программ и учебно-методических комплексов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, авторскими коллективами разных издательств были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических  концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. В настоящее время к целостным моделям относятся:

  1. УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель, профессор Н.Ф. Виноградова) соответсует ФГОС;

  2. УМК «Перспектива» соответсует ФГОС;

  3. «Школа 2100» (научный руководитель академик А. А. Леонтьев) соответсует ФГОС;

  4. УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков)  соответсует ФГОС;

  5. УМК «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой);

  6. УМК «Гармония» (научный руководитель, профессор Н.Б. Истомина);

  7. УМК «Классическая начальная школа» (научный руководитель, профессор Т. Г. Рамзаева);

  8. УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель, профессор Р.Г. Чуракова)

  9. УМК развивающей системы Л.В. Занкова;

  10. УМК развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать ребенок?

Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

 

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?

 

Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.